Адаптация мигрантов в России – одно из главных направлений миграционной политики государства. Иностранные граждане, прибывшие в Россию для трудоустройства или на постоянное проживание, нуждаются в помощи. Они должны приспосабливаться к языку, традициям, быту. Ученые считают, что процесс адаптации проходит менее болезненно для людей молодого возраста.
Существует три вида адаптации. Адаптация к социально-демографической среде – приобретаются новые знакомства, тем самым старые социальные связи ослабевают. Социально адаптироваться мигранту легче тогда, когда рядом есть люди, на которых он может положиться. Это могут быть родственники или друзья, которые дольше его живут в России. К этому виду адаптации можно отнести адаптацию детей в школе, семей в быту. Второй вид адаптации возникает при миграции из села в город. Например, гражданин какого-нибудь аула в Средней Азии приезжает жить и работать в Москву. Ему приходится привыкать к новым вещам и новому быту.
Третий вид адаптации описывает миграцию при смене географических и климатических условий. Дискомфорт испытывают люди, жившие всю жизнь в горах и приехавшие в степной район. Или же при переезде из страны, где почти весь год лето в более северные регионы РФ.
Проблемы адаптации мигрантов в РФ
Миграционные потоки вынужденных переселенцев из других стран в Россию в последнее десятилетие только растет. Люди бегут от кризиса в родной стране, от отсутствия работы, по политическим и религиозным несогласиям. На территории новой страны их ждут новые испытания – проблемы адаптации мигрантов. Особенно важной обязанностью принимающего мигрантов государства является социально-культурная адаптация мигрантов и членов их семей.
Особенно тяжело приходится на новом месте жительства младшим членам семей. Ведь они почти совсем не понимают, почему их семья полностью меняет свою жизнь. В первую очередь, адаптация данной категории мигрантов должна подразумевать разработку мероприятий по адаптации в дошкольных и школьных учреждениях. Детей мигрантов можно разделить на детей из русских семей, которые переехали из горячих точек, детей другой национальности, говорящих на русском языке, и детей, вовсе не знающих русский язык. С детьми мигрантов должны работать не только педагоги, но и психологи. Чаще всего младшему поколению мигрантов нужна именно профессиональная психологическая помощь. В период адаптации таких деток педагогам и воспитателям необходимо обращать внимание и на тех деток, которые окружают детей-мигрантов. Цель учителя – воспитать в детях любого возраста уважение к представителям любой национальности и народности.